Разногласия в творческой команде
В чём природа разногласий? Стоит ли их бояться? Как ими управлять? Как выявлять и решать конфликтные ситуации в дизайн-команде? Ищите ответы в записи свежей лекции Саши Устинова для лектория Skillbox или смотрите основные тезисы ниже. Конструктивных вам конфликтов!
Как управлять разногласиями в команде
Что такое разногласия
Разногласие — это не всегда конфликт. Разногласие — это двигатель изменений и улучшений.
Как превратить разногласия в движение вперёд
- Принять, что разногласия ― это нормально, они всегда были, есть и будут, это часть работы.
- Управлять своими чувствами.
- Понять суть разногласий.
- Осознанно выбрать вариант действия.
Природа разногласий
Есть 4 фактора, которые порождают конфликтные ситуации.
1. Факты
Если у людей отличается информация, с которой они работают, то начинаются разногласия. Происходит это из-за разного понимания проблемы, разной информации и доверия к ней.
2. Цели
До начала работы над проектом нужно хорошо разобраться с целью и понять, какой результат и для чего мы хотим получить. Во время обсуждения и работы над проектом нужно не забывать и постоянно повторять эти цели, чтобы не терять фокус. Разногласия происходят, если цели не сформулированы, непонятны и разные в принципе (например, у одного личная цель ― научиться делать что-то, а у другого цель командная ― решить задачу оптимальным способом).
3. Методы
Такие разногласия происходят, когда люди забывают о цели и начинают спорить, какой метод решит задачу лучше.
4. Ценности
Иногда во время работы над проектом члены команды забывают об общей цели и начинают отстаивать свои личные ценности. Люди не склонны их заявлять открыто, но ценности определяют их выбор и поступки. Примеры ценностей: роль, законность, справедливость, мораль.
Как разобраться в природе разногласия? Задавать вопросы!
Если вы имеете примерное представление о природе конфликта ― уточняйте. Например:
- Правильно ли я понял, что мы говорим о факте...?
- Правильно ли я понял, что нам нужно использовать метод...?
Причины разногласий
Прежде чем начать работу по решению конфликта, нужно разобраться с его причиной, понять из-за чего возник спор.
1. Информация. Различия в наборе фактов
Не нужно бояться разногласий по причине разной информации. В зависимости от роли у каждого может быть свой набор фактов, важный для его части работы. Когда члены команды явно заявляют позицию несогласия по причине разной информации, это позволяет получить недостающие сведения.
Чтобы разрешить разногласие по причине разных данных, нужно уравнять понимание информации.
2. Восприятие. Субъективизм в понимании одинаковых фактов
В таких конфликтах нужно, чтобы каждый участник проговорил, как он воспринимает информацию — это поможет выявить и проработать расхождения.
3. Роль. В команде, организации или обществе
Такие разногласия происходят, когда члены команды забывают, что решают общую задачу, и начинают отстаивать свои роли (например, арт-директора, дизайнера или старожила проекта).
Если вы видите, что человек защищает роль, то можно занять позицию новичка, которому нужно помочь разобраться. Так, даже если вы занимаете главенствующую роль, вы перестаёте быть агрессором, поэтому членам команды в ходе объяснения проще понять, почему они не правы.
Нужно понять, как далеко зашло разногласие
и выбрать план действий:
Предупредить
Подходит, если в команде эмоциональные, уязвимые люди.
Плюсы — предсказуемый исход разногласия, минимальные риски разобщить команду.
Минусы — ослабление креативности.
Не допустить
Подходит, если нет времени развивать разногласие, если причина не в рабочей сфере.
Плюсы — быстрое решение разногласия.
Минусы — подавление разногласия ведёт к нарастанию враждебности.
Обострить
Подходит, если нужно прояснить ситуацию и узнать новое, если команда зашла в тупик.
Нужно понимать, чего вы хотите добиться и как потом выйти из конфликта.
Плюсы — могут родиться новые подходы к решению задачи.
Минусы — могут испортиться отношения между членами команды.
Поиск решения (оптимальный)
Подходит, если нужно выбрать оптимальное решение.
Плюсы — могут родиться новые идеи, этот способ помогает команде уйти от негатива.
Минусы — может занять много времени и/или перерасти в конфликт.
Как перевести разногласие в поиск решения
- Подчеркнуть для команды плюсы в наличии разногласий.
- Подать правильный пример коммуникации: внимательно слушать членов команды и не оценивать их позиции.
- Прояснить природу разногласий и проговорить её.
- Напомнить роли и обозначить рамки ответственности.
- Помочь. Задать правила преодоления разногласий. Если природа спора в фактах — помочь в проверке данных и поиске дополнительной информации. Если в методах — напомнить, что мы обсуждаем всего лишь способы достижения общей цели, предложить альтернативный метод. Если в цели — явным образом сформулировать цели. Если спор о ценностях — объяснить, что мы спорим не о системе ценностей в принципе, а о конкретной задаче.
- Беречь людей и помнить, что мы обсуждаем всего лишь один из многих рабочих вопросов.
- Обеспечить психологический комфорт и правильную коммуникацию.
Как точно не надо себя вести
Смягчать серьёзные рабочие конфликты, всегда сглаживать противоречия в точках зрения, принимать решения, понимаемые по разному, использовать разногласия для укрепления авторитета.