Девять правил сильного дизайнера
1. Задавать вопросы
Когда мне дают иллюстраторскую задачу, то первым делом я стараюсь узнать — какая стоит цель и почему. Бывает такое, что задачу уже делал другой дизайнер, а к тебе приходят и говорят — надо немного дорисовать, чуть поправить, уже всё придумано, это работа на 5 минут. В такой ситуации легко пропустить этап «зачем это надо» и потом допустить ошибки или, наоборот, не увидеть те из них, которые уже есть в проекте. В итоге работу придётся переделывать заново.
Пример, когда я пропустила этап «зачем это надо, почему это так». Мне дали доделывать key visual для Kaspersky. Ракурс, который был в иллюстрации изначально, не соответствовал гайдам. Я почему-то не задала себе правильных вопросов, просто воплотила, что попросили. А вот наш режиссёр Андрей Тюменцев это сделал. Он понял, что ракурс не тот. Но мы подумали: не переделывать же всё с начала... В итоге, когда мы завершили работу, клиент сказал, что ракурс не по гайдам. И мы всё равно всё переделали.
Задавать вопросы нужно всегда, какую бы задачу ты не делал и как бы тебя не торопили: маленький баннер, большой кей вижуал или оценка чужой работы.
Примерные вопросы
- Для кого проект?
- Кто целевая аудитория?
- Какая цель и задача?
- Если нужно сделать по гайдам - посмотреть гайды.
- Какая концепция?
2. Разбивать задачи на части
К примеру тебе дают задачу “Сделать эскиз иллюстрации”. Казалось бы, все просто, нужно садиться и рисовать. Но перед этим ее нужно разбить на более мелкие задачи. Это делается для того чтобы:
- тебе и команде был понятен процесс работы над ней,
- точно знать сколько времени ты потратишь на неё,
- знать какой результат вы будете смотреть по мере работы над этой задачей.
Задачу сделать эскиз я разбиваю так:
- Изучить материалы от клиента.
- Понять, что нужно проиллюстрировать.
- Выявить ключевое сообщение и согласовать его с командой.
- Придумать сюжеты под это сообщение и очень быстро визуализировать их, подобрав картинки из интернета или нарисовав что-то простое от руки, или просто описав словами.
- Выбрать окончательный сюжет с командой.
- Собрать мудборд по иллюстрациям.
- Сделать итоговый чёрно-белый эскиз для него.
- Обсудить с командой
- Показать клиенту.
- Сделать цветовой эскиз…
Итог: процесс работы прозрачен, моя работа становится более стабильной по срокам и ожиданиям.
3. Исправлять ошибки
Ошибки — это индикатор того, что ты чего-то не знаешь. Если совершил ошибку, то просто обрати на это внимание и начни исправлять.
Когда мы в компании только начинали делать иллюстрации для роликов, мы (иллюстраторы) допускали много ошибок. Они были связаны с подготовкой картинок к анимации. Какое-то время мы вообще не знали о том, что делаем ошибки. Аниматоры молчали и жаловались только Андрею, нашему продакшн-директору. А мы допускали и допускали ошибки. Потом узнали об этом. В итоге я собрала свод правил, где были описаны все требования к иллюстрациям, а также показаны примеры частых ошибок, чтобы не наступать снова на одни и те же грабли.
Важно научиться обращать свои ошибки себе во благо: создавать для себя и команды чек-листы, становиться экспертом в той области, в которой чувствуешь себя слабо.
4. Предлагать несколько вариантов решений
Недавно я проходила курс по дизайну персонажей от художника-мультипликатора Энди. В нём он рассказывал о способах найти множество решений одной задачи. Энди поделился, что арт-директора, с которыми он работает, хотят видеть несколько вариантов решений. В его сфере высокая конкуренция, поэтому одним эскизом там не обойтись.
В Pixar есть правило: если ты придумал гениальный сценарий, не надо бежать его скорее воплощать. Надо придумать ещё три сценария, и все должны нравиться тебе одинаково. Тогда ты, скорее всего, придумал верные решения.
Нельзя делать один вариант и думать, что его примут, что он единственно верный, что лучше вариантов нет. Надо всегда пробовать ещё и ещё. Не бояться создать что-то глупое, несуразное. В итоге эти варианты могут оказаться более интересными или могут натолкнуть тебя на новые идеи — это ещё лучше.
Создать варианты сложно, надо потратить много сил. Но есть методы, которые позволяют сделать это быстро. Приведу несколько примеров из иллюстрации.
5. Доверять комментариям
Бывает, арт-директор говорит комментарий, а ты с ним полностью не согласен. Со мной такое случается: начинаю спорить с пеной у рта, потом мирюсь и делаю, что говорят, насупившись и кое-как. Это плохая практика, и я стараюсь от этого избавиться.
Надо доверять комментариям, даже если ты не видишь здравого смысла сейчас. Ведь если твоя команда состоит из адекватных людей, то все хотят сделать проект лучше.
Доверься и сделай, что просят, да ещё хорошо постарайся. Сделай это так, будто ты сам к этому пришёл. Ещё лучше, задумайся, почему тебе предлагают так сделать, в чём корень проблемы. Если и это не поможет — всё равно сделай, что просят. Потому что это ещё один вариант решения. Возможно, сейчас ты этого не понимаешь, но оценишь позже.
Важно быть терпеливой, доброй и открытой
6. Вдохновляться всем вокруг
В инстаграме я подписана на несколько сотен художников и страниц о дизайне, архитектуре. Интересные стили и что-то необычное собираю в коллекцию.
В ней есть иллюстрации в разных техниках, стилях, картины старых мастеров, современные художники, каллиграфия, леттеринг, акварель, абстрактные коллажи. Смотрю все подряд, чтобы когда придумываешь что-то новое, было от чего отталкиваться.
Фотографию природу, чтобы потом использовать ее как референс. Недавно видела такие классные облака. И вот они уже в моей небольшой работе.
Для меня важно не зацикливаться на чем-то одном.
7. Делать встряску, чтобы узнать свои слабые стороны
Весной моя коллега заставила меня пойти на баттл по иллюстрации. Я решила подготовиться. Зашла на сайт, который выдаёт рандомные сюжеты, засекала 15 минут и пробовала рисовать. Это было ужасно, я долго собиралась с мыслями, рисовала плохо, теряла время и была недовольна результатом. Короче, обнаружила, что я дно. Я начала повторять всё: рисунок, дизайн персонажей, эмоции. Нашла кучу пробелов и то, что мне нужно учить, повторять заново. Две недели я всё повторяла. И поняла, что этого мало. Баттл был отличной встряской, заставил меня проверить себя, хотя я и считала эту идею полным бредом. Это снова доказывает теорию — доверять комментариям.
Ходить на баттлы, участвовать в конкурсах, ставить для себя необычные задачи.
8. Не думать, что ты что-то знаешь
Я проходила курс по дизайну персонажей пару лет назад. Он был очень крутой, я тогда много узнала и здорово улучшила свои навыки. И вот в августе я снова пошла на курс по дизайну персонажей. Поначалу я немного сомневалась, вроде как я всё уже знаю. Полагаю, что когда так начинаешь думать, значит, ты точно ещё знаешь не всё.
Я прошла тот курс и узнала еще много полезного. И если я увижу ещё один курс по дизайну персонажей — я пойду и на него.
Считаю для себя позицию «я ничего не знаю, я на уровне дна» мотивирующей к движению вперед.
9. Работать в смежных областях
Кроме иллюстрации я занимаюсь дизайном. Мне повезло и за свою практику я успела поделать много интересных вещей: анимацию, леттеринг, мэтт-пэйнтинг, акварель, дизайн персонажей, дизайн сайтов, айдентику, даже немного промышленный дизайн. Каждому виду деятельности пришлось посвятить время, чтобы получалось хорошо. И каждая новая задача сделала меня более сильным специалистом.
Из дизайна я переняла процессы: как строить работу, как работать со смыслом, как нужно тестировать свою работу, знания по работе с сеткой, композицией, типографикой. Работа с акварелью помогает лучше работать с цветом, стилем, композицией. Леттерингом я начинала заниматься для себя, и этот навык позже не раз пригождался мне в работе. Леттеринг учит аккуратности, внимательности к деталям, терпению, композиции. Узнаёшь много нового про буквы, улучшаешь типографические навыки. Когда-то анимировала ролики в After Effects. Теперь это умение пригождается в дизайне и в создании иллюстраций для роликов. Я знаю, что работа в 3D здорово бы помогла мне в работе. Сделав в разное время неуверенные попытки сегодня я снова пытаюсь выучить его.
Может показаться, что работа в смежной области распылит тебя, ты потеряешь фокус на основной работе. Но я вижу вокруг себя людей, которых это наоборот делает сильнее. Например, Андрей Тюменцев, наш режиссёр и продакшн-директор. Или мой муж, который работает в анимации, выучил программирование и теперь сам может делать игры: и рисовать, и анимировать их, и программировать.
Важно, чтобы каждая новая деятельность была доведена до какого-то приемлемого уровня. Тогда она будет идти на пользу.
Вывод
Описанные правила работы довольно-таки универсальны. Каждый может их попробовать. Следовать им сложно. Но если следовать, то можно оставаться хорошим специалистом, расти над собой. Возможно какие-то из пунктов подходят не всем. Например позиция «я дно» спорная. Но тут важнее думать о том, сколько еще впереди есть для изучения, и сколько всего я могу сделать.