26 ноября 2021

Как снизить степень неопределённости в проекте

Мы часто работаем над проектами с высокой долей неопределённости. Например, непонятно как реализовать проект технически, или у заказчика нет понимания о работе приложения.

Мы можем снизить эту неопределённость. Именно поэтому наша работа начинается с этапа аналитики или агрегации требований.

Что именно мы делаем?

1. Погружаемся в предметную область

Бывает так, что отрасль или продукт клиента нам незнакомы или нужно взять какой-то узкий сегмент. Наша задача — быстро погрузиться в новую тему, изучить предметную область. Гуглим, читаем, смотрим конкурентов, сопоставляем.

Основываясь на собранной информации, мы составляем верхнеуровневые CJM (Customer Journey Map) и сценарии. На этом шаге важнее всего понять аудиторию и путь выбора. Проговариваем с заказчиком видение и изменяем сценарии, погружаясь в тему.

Пример проекта: Разработка сайта для платёжного сервиса Ckassa

Когда клиент к нам обратился, мы подумали: «О, это ещё один агрегатор, мы уже работали с такими проектами, всё понятно». Но на этапе агрегации требований мы погрузились в тему и поняли, что это совсем другой продукт, другие аудитории и другие сценарии. 

Арсений Павлов, директор по стратегии и коммерции финтех-компании Ckassa

Аналитика — пожалуй, самый ценный процесс. Он как застёгивание первой пуговки на рубашке. Если застегнул не туда, то вещь сидит криво. Глубокий анализ дал всем очень хорошее понимание нашего бизнеса. Для себя мы ещё раз хорошо структурировали продукты и аудиторию. 

Продуктовая карта для сайта платёжного сервиса Ckassa

В результате этапа аналитики у нас получилась внушительная продуктовая карта, в которой были описаны разные решения, путь покупки для каждого, особенности ЦА и сообщение. Дизайнеру и копирайтеру это помогло в работе, потому что они понимали — кому и что именно нужно сказать на каждой странице будущего сайта.

Прототип Главной страницы платёжного сервиса Ckassa

2. Формулируем сообщение

Сообщение — наш компас, наша путеводная звезда на протяжении всего проекта. Как только команда забывает о сообщении, проект сворачивает с нужного пути. Что это значит? Возникают проблемы с копирайтингом, иллюстрациями, в целом вся структура страницы может измениться, а готовый сайт или приложение перестанут решать задачу клиента. Поэтому важно время от времени смотреть на проект с высоты бизнес-задачи и сверяться с сообщением.

Пример проекта: HR-проект Women In Tech для Schneider Electric

Сообщение, сформулированное на этапе агрегации требований: Получи поддержку и советы от профессионалов на старте своей карьеры, чтобы знать как действовать в ситуациях, связанных с неуверенностью в своих силах и социальными барьерами.

Итоговое сообщение после работы копирайтера, которое транслируется на сайте: Как девушке стать успешной в технической сфере? Практическая инструкция для тех, кто планирует, учится или уже работает по специальности.

Пример проекта: Ценностное предложение, дизайн сайта и видео о платформе для управления и развития территорий ПТИЦА

Сообщение, сформулированное на этапе агрегации требований: ПТИЦА поможет оцифровать и привести к единому стандарту всю существенную информацию по территории из разных источников и форматов, чтобы можно было получить простой и быстрый доступ к информации, были понятные правила и прозрачное взаимодействие для лучшего управления и развития территории.

Итоговое сообщение после работы копирайтера, которое транслируется на сайте: ПТИЦА. Платформа Территориального Информационного Цифрового Анализа. Повышает качество планирования и эффективность стратегического управления территорией с помощью точных данных.

3. Создаём структуру

Дальше переходим к проектированию структуры сайта, лендинга или мобильного приложения. Для этого тоже нужно хорошо понимать путь пользователя и ещё лучше знать бизнес-задачу клиента — какой результат он хочет получить, что самое важное, а что второстепенное.

Исходя из этого смотрим материалы заказчика, конкурентов, чужие кейсы. Сопоставляем со сценарием и — вуаля! — получаем карту сайта или структуру страницы. Посмотрите подробные карты агрегаций требований в Miro для трёх задач:

Пример проекта: Мобильное приложение для управляющей компании PRINZIP Service

Мобильное приложение для УК — это сам по себе вызов для разработчиков из-за негативного поля вокруг коммунальных служб. Поэтому мы продумали сценарии и все интеграции (квитанции, показания счётчиков, оплату).

Концептуальная модель для Приложения PRINZIP Service
Концептуальная модель для Приложения PRINZIP Service. Экраны мобильного для жителей и сотрудников УК
Концептуальная модель для Приложения PRINZIP Service. Интеграции
Концептуальная модель для Приложения PRINZIP Service. Базы пушей и заявок
Александр Гаврилов, директор по развитию 

Агрегация требований – важный этап, который нужен для того, чтобы команда разработки и заказчик одинаково понимали то, над чем они работают, а также каким будет результат.

В итоге мы смогли сформировать требования к системе, учесть интеграции и заложить нужную функциональность.

Резюме

Для того чтобы уменьшить степень неопределённости в проекте нужно пройти этап аналитики. На нём команда проекта формулирует верхнеуровневые вещи (ЦА, сообщение, структура, концептуальная модель), которые служат основой всех последующих работ — по ним работают проектировщики, копирайтеры, дизайнеры, разработчики и тестировщики. Пропуская этап аналитики, команда проекта сильно рискует сделать бесполезный артефакт, а не инструмент, решающий бизнес-задачу клиента.

Читайте другие наши статьи