Как ставить задачу копирайтеру
Предисловие
Я работаю над контентом для больших федеральных и региональных компаний: пишу тексты для сайтов, лонгридов, инфографики, придумываю сценарии для роликов.
Я заметил, что проекты по созданию контента вызывают больше всего проблем. Во-первых, такие проекты длительные, поэтому менеджеры и специалисты перегорают. Во-вторых, тяжело правильно и одинаково донести задачу всем участникам проекта: копирайтеру, дизайнеру, стратегу, арт-директору и разработчику. В-третьих, в таких проектах много согласований и правок, которые теряются. В итоге менеджеры ругают копирайтеров, копирайтеры обвиняют менеджеров, а клиент получает плохой продукт.
Фразы, которые можно встретить в плохих контент-проектах
Копирайтер о менеджере | Менеджер о копирайтере | Клиент об агентстве |
---|---|---|
Сам не знает чего хочет от меня. Всё ему не то! | Он не думает о задаче, только реализует творческие амбиции. Креативщик фигов! | Когда я уже увижу тексты? |
Опять правки! Сколько можно?! Он не может согласовать мои крутые тексты. | Когда я уже увижу тексты? | Когда я уже увижу тексты? |
Я не виноват, что так получилось. Он говорит одно, клиент другое – что просили, то и получили! | Пускай переделывает весь сайт, как хочет! Клиент не доволен результатом. | Завтра запускать продажи. Ребята подвели меня, сайт не готов. Придётся запускать то, что есть. |
При этом, создавать контент – самая интересная и сложная работа, результат которой зависит от качества ведения проекта. Поэтому я решил написать серию статей, в которой подробно расскажу, как мы работаем над контентными проектами, поделюсь инструментами и дам практические рекомендации.
Начните с прояснения задачи
Любой проект начинается со снятия задачи. Часто клиенты убеждены, что им нужно конкретное решение: сайт, ролик, инфографика или продвижение в социальных сетях. Не беритесь сразу за работу.
Сначала выясните у клиента задачу бизнеса, которую он хочет решить. Определите полезное действие. Клиент может ошибаться в выборе инструмента. Например, клиент хочет сделать сайт, чтобы продавать дорогой сервис по прогнозированию оттока клиентов. А на самом деле, лучше для него подойдет ролик, который наглядно расскажет о работе сервиса.
Не принимайте позицию исполнителя! Выясните задачу и предложите решение, в котором уверены.
На брифе клиента должны присутствовать все участники проекта: копирайтер, дизайнер или арт-директор, менеджер. Важно, чтобы все услышали видение задачи и решения от первоисточника – самого клиента. Так вы решите проблему с некорректной передачей задачи от одного сотрудника к другому.
На первой встрече или созвоне с клиентом задавайте много вопросов: как работает бизнес, какие проблемы сейчас есть, какие возражения у клиентов, какие есть отличия от конкурентов. Если что-то непонятно, переспросите, чтобы потом не тратить время на уточнения и не искать информацию в интернете.
Задавайте вопросы клиенту до тех пор, пока не станет понятно всё!
На первой встрече мы долго общаемся с клиентом, чтобы не назначать лишних созвонов и не тратить время впустую. Советуем вам заранее проработать бриф и двигаться по нему – так вы ничего не упустите.
Записывайте созвоны с клиентом
На встречах с клиентом всегда много нюансов, которые не успеваешь фиксировать в блокнот. Поэтому мы делаем аудиозапись всех разговоров: брифов, согласований, обсуждений, дискуссий. Если на встрече не было копирайтера или дизайнера, они смогут прослушать запись позже и не упустят важных деталей разговора. После аудиофайл можно отправить на расшифровку и перевести в текстовый формат. Любой фрилансер сделает это за 100-300 рублей, в зависимости от длительности разговора.
Как записать разговор:
- Бесплатная программа для записи со скайпа.
Работает только на Windows. - Включите диктофон на телефоне и положите его рядом с динамиком ноутбука.
- Для записи на Mac используйте QuickTimePlayer.
Подробная инструкция.
Запись разговора прикладывайте к задаче, чтобы копирайтер прослушал ещё раз и ничего не упустил.
Правильно ставьте задачу
Мы уже собрали информацию с клиента. Теперь нужно поставить задачу копирайтеру. Раньше мы ставили задачи в свободной форме – менеджер скидывал ссылки на материалы клиента и писал, что нужно сделать. У копирайтера возникало много вопросов: мало информации о клиенте или продукте, не понятно в каком виде от него ждут результатов, какие сроки у проекта.
Я поговорил с менеджерами и разработал единый шаблон для задачи копирайтера.
Шаблон задачи по копирайтингу
Сама задача. Отвечает на вопрос «Что сделать?»:
- Написать текст для лендинга.
- Составить список вопросов клиенту.
- Придумать идею для промостраницы.
Папка проекта:
Делаем ссылку на папку проекта, чтобы копирайтер мог быстро переходить в папку из задачи.
Материалы:
Ссылка на папку с материалами, сайты, блоги и т. д.
О клиенте:
Делаем ссылку на информацию о клиенте в описании задачи или пишем о клиенте прямо в задаче: Кто такие? Что делают? Для кого?
Проблема клиента:
С какой проблемой пришёл клиент? Какую проблему клиента должен решить копирайтер своей работой?
Задача:
Что мы должны сделать, чтобы решить проблему клиента? Какого результата от нас ждут?
Запись разговоров:
Прикладываем ссылки на запись разговоров с клиентом: брифинги, установочные встречи, дискуссии, согласования. Оформляем так:
- Установочная встреча (ссылка).
- Первый созвон по вопросам (ссылка).
Результат:
Пишем, какой результат и в каком виде ждём от копирайтера.
Для ведения проектов мы используем Active Collab. Все задачи ставятся там.
Хорошо, если на ней будет клиент
Закладывайте время на погружение в задачу
Вы поставили копирайтеру задачу. Теперь он должен погрузиться в неё: почитать про продукт, изучить аналоги, прошерстить блоги с отзывами о похожих решениях, составить портреты целевой аудитории. Только плохой копирайтер или редактор сразу примется писать. Хороший специалист потратит 1-2 дня, чтобы изучить всю информацию по теме. Для хорошего текста нужны тонкости и сценарии использования продукта. Иначе получится поверхностно.
Предупредите клиента, что вам понадобится время для изучения продукта.
После погружения в задачу и изучения продукта у копирайтера появятся новые вопросы к клиенту. Это нормально. Если вопросов нет, скорее всего, копирайтер халтурит. Организуйте созвон или встречу с клиентом, чтобы копирайтер задал уточняющие вопросы и смог приступить к работе. Важно, чтобы копирайтер получил понятные ответы, поэтому общаться с клиентом должен он. Менеджер здесь выступает как организатор переговоров.
Подведём итоги
Чтобы ставить задачи копирайтеру, нужно:
- Выяснить, какую задачу бизнеса хочет решить клиент.
- Звать копирайтера на все разговоры с клиентом.
- Записывать все важные разговоры: брифы, установочные встречи, согласования, дискуссии с клиентом.
- При постановке задачи давать максимальное количество информации. Использовать шаблон, чтобы ничего не упустить.
- Закладывать время на погружение в задачу. Дать возможность копирайтеру задавать вопросы напрямую клиенту.
На этом всё!