19 мая 2017

Как ставить задачу копирайтеру

Как менеджеру и копирайтеру понимать друг друга.

Предисловие

Я работаю над контентом для больших федеральных и региональных компаний: пишу тексты для сайтов, лонгридов, инфографики, придумываю сценарии для роликов.

Я заметил, что проекты по созданию контента вызывают больше всего проблем. Во-первых, такие проекты длительные, поэтому менеджеры и специалисты перегорают. Во-вторых, тяжело правильно и одинаково донести задачу всем участникам проекта: копирайтеру, дизайнеру, стратегу, арт-директору и разработчику. В-третьих, в таких проектах много согласований и правок, которые теряются. В итоге менеджеры ругают копирайтеров, копирайтеры обвиняют менеджеров, а клиент получает плохой продукт.

Фразы, которые можно встретить в плохих контент-проектах

Копирайтер о менеджереМенеджер о копирайтереКлиент об агентстве
Сам не знает чего хочет от меня. Всё ему не то!
Он не думает
о задаче, только реализует творческие амбиции. Креативщик фигов!
Когда я уже
увижу тексты?
Опять правки! Сколько можно?! Он не может согласовать мои крутые тексты.Когда я уже
увижу тексты?
Когда я уже
увижу тексты?
Я не виноват, что так получилось. Он говорит одно, клиент другое –
что просили,
то и получили!
Пускай переделывает весь сайт, как хочет! Клиент не доволен результатом.Завтра запускать продажи. Ребята подвели меня, сайт не готов. Придётся запускать то, что есть.

При этом, создавать контент – самая интересная и сложная работа, результат которой зависит от качества ведения проекта. Поэтому я решил написать серию статей, в которой подробно расскажу, как мы работаем над контентными проектами, поделюсь инструментами и дам практические рекомендации.

Начните с прояснения задачи

Любой проект начинается со снятия задачи. Часто клиенты убеждены, что им нужно конкретное решение: сайт, ролик, инфографика или продвижение в социальных сетях. Не беритесь сразу за работу.

Сначала выясните у клиента задачу бизнеса, которую он хочет решить. Определите полезное действие. Клиент может ошибаться в выборе инструмента. Например, клиент хочет сделать сайт, чтобы продавать дорогой сервис по прогнозированию оттока клиентов. А на самом деле, лучше для него подойдет ролик, который наглядно расскажет о работе сервиса.

Не принимайте позицию исполнителя! Выясните задачу и предложите решение, в котором уверены.

В начале проекта сделайте паузу, чтобы прояснить цели клиента и понять своё полезное действие 

На брифе клиента должны присутствовать все участники проекта: копирайтер, дизайнер или арт-директор, менеджер. Важно, чтобы все услышали видение задачи и решения от первоисточника – самого клиента. Так вы решите проблему с некорректной передачей задачи от одного сотрудника к другому.

На первой встрече или созвоне с клиентом задавайте много вопросов: как работает бизнес, какие проблемы сейчас есть, какие возражения у клиентов, какие есть отличия от конкурентов. Если что-то непонятно, переспросите, чтобы потом не тратить время на уточнения и не искать информацию в интернете.

Задавайте вопросы клиенту до тех пор, пока не станет понятно всё!

На первой встрече мы долго общаемся с клиентом, чтобы не назначать лишних созвонов и не тратить время впустую. Советуем вам заранее проработать бриф и двигаться по нему – так вы ничего не упустите.

Скачать бриф BeaversBrothers

Записывайте созвоны с клиентом

На встречах с клиентом всегда много нюансов, которые не успеваешь фиксировать в блокнот. Поэтому мы делаем аудиозапись всех разговоров: брифов, согласований, обсуждений, дискуссий. Если на встрече не было копирайтера или дизайнера, они смогут прослушать запись позже и не упустят важных деталей разговора. После аудиофайл можно отправить на расшифровку и перевести в текстовый формат. Любой фрилансер сделает это за 100-300 рублей, в зависимости от длительности разговора.

Как записать разговор:

  • Бесплатная программа для записи со скайпа.
    Работает только на Windows.
  • Включите диктофон на телефоне и положите его рядом с динамиком ноутбука.
  • Для записи на Mac используйте QuickTimePlayer.
    Подробная инструкция.

Запись разговора прикладывайте к задаче, чтобы копирайтер прослушал ещё раз и ничего не упустил.

Переслушивайте запись разговора, чтобы держать в фокусе задачу клиента

Правильно ставьте задачу

Мы уже собрали информацию с клиента. Теперь нужно поставить задачу копирайтеру. Раньше мы ставили задачи в свободной форме – менеджер скидывал ссылки на материалы клиента и писал, что нужно сделать. У копирайтера возникало много вопросов: мало информации о клиенте или продукте, не понятно в каком виде от него ждут результатов, какие сроки у проекта.

Я поговорил с менеджерами и разработал единый шаблон для задачи копирайтера. 

Шаблон задачи по копирайтингу

Сама задача. Отвечает на вопрос «Что сделать?»:

  • Написать текст для лендинга.
  • Составить список вопросов клиенту.
  • Придумать идею для промостраницы.

Папка проекта:

Делаем ссылку на папку проекта, чтобы копирайтер мог быстро переходить в папку из задачи.

Материалы:

Ссылка на папку с материалами, сайты, блоги и т. д.

О клиенте:

Делаем ссылку на информацию о клиенте в описании задачи или пишем о клиенте прямо в задаче: Кто такие? Что делают? Для кого?

Проблема клиента:

С какой проблемой пришёл клиент? Какую проблему клиента должен решить копирайтер своей работой?

Задача:

Что мы должны сделать, чтобы решить проблему клиента? Какого результата от нас ждут?

Запись разговоров:

Прикладываем ссылки на запись разговоров с клиентом: брифинги, установочные встречи, дискуссии, согласования. Оформляем так:

  • Установочная встреча (ссылка).
  • Первый созвон по вопросам (ссылка).

Результат:

Пишем, какой результат и в каком виде ждём от копирайтера.

Для ведения проектов мы используем Active Collab. Все задачи ставятся там.

Перед стартом проекта проводите установочную встречу.
Хорошо, если на ней будет клиент

Закладывайте время на погружение в задачу

Вы поставили копирайтеру задачу. Теперь он должен погрузиться в неё: почитать про продукт, изучить аналоги, прошерстить блоги с отзывами о похожих решениях, составить портреты целевой аудитории. Только плохой копирайтер или редактор сразу примется писать. Хороший специалист потратит 1-2 дня, чтобы изучить всю информацию по теме. Для хорошего текста нужны тонкости и сценарии использования продукта. Иначе получится поверхностно.

Предупредите клиента, что вам понадобится время для изучения продукта.

Погружайтесь в задачу, чтобы не поскользнуться в середине проекта

После погружения в задачу и изучения продукта у копирайтера появятся новые вопросы к клиенту. Это нормально. Если вопросов нет, скорее всего, копирайтер халтурит. Организуйте созвон или встречу с клиентом, чтобы копирайтер задал уточняющие вопросы и смог приступить к работе. Важно, чтобы копирайтер получил понятные ответы, поэтому общаться с клиентом должен он. Менеджер здесь выступает как организатор переговоров.

Подведём итоги

Чтобы красиво финишировать, нужно соблюдать все правила ведения проектов

Чтобы ставить задачи копирайтеру, нужно:

  • Выяснить, какую задачу бизнеса хочет решить клиент.
  • Звать копирайтера на все разговоры с клиентом.
  • Записывать все важные разговоры: брифы, установочные встречи, согласования, дискуссии с клиентом.
  • При постановке задачи давать максимальное количество информации. Использовать шаблон, чтобы ничего не упустить.
  • Закладывать время на погружение в задачу. Дать возможность копирайтеру задавать вопросы напрямую клиенту.

На этом всё!

Читайте другие наши статьи