28 июня 2016

Как избежать падения web-проекта на самое дно?

Инструкция для думающего дизайнера.

Рассказывать про идеальный web-проект крайне скучно. Обычно такой рассказ — обман. Настоящие проекты никогда не проходят безупречно. Всегда есть внешние и внутренние проблемы, которые мешают рабочему процессу. Сейчас мы вместе с вами переживём самый ужасный проект по созданию web-продукта и попробуем избежать падения на самое дно. Помогут нам в этом приёмы, которые мы применяем у себя в BeaversBrothers.

Вы продали идею, но не смогли её осуществить

С чего начинается ужасный проект? С продажи!

Команда придумывает яркую идею анимации или ключевой визуальной фишки сайта. Менеджер показывает клиенту референсы с крутых сайтов иностранных компаний. На них всё красиво и эффектно.

Клиенту все нравится и он соглашается на проект. Далее команда уходит в разработку и начинается тихая возня между дизайнерами, верстальщиками и менеджерами. А потом внезапно приходит дедлайн... Проект в спешке доводится до финала. Клиент смотрит на результат и понимает, что это совсем не то, что ему обещали. Задача не реализована. Клиент расстроен и страшно недоволен.

Что пошло не так?

Фокус команды был только на необходимом функционале.

Команда решает делать проект в 2 этапа: сначала воплотить в жизнь весь необходимый функционал сайта, а фишки и анимации прикрутить позже. На первом этапе разработки все полны энтузиазма, и для решения задач требуются минимальные усилия. Все довольны своей работой в проекте и подталкивают друг друга к результату.

Энтузиазм команды упал в финале проекта. Сил на воплощение визуальных идей не хватило.

На последних этапах проекта энтузиазм команды всегда падает. Разработчикам становится всё сложнее вносить новые правки и допиливать оставшийся функционал. Темп работы сильно замедляется, задачи длятся бесконечно долго, и возникает ощущение, что конца проекта не предвидится. К тому же, начинает поджимать дедлайн... В итоге, визуальные фишки и анимации web-проекта остаются нереализованными.

Что делать?

Делайте визуализацию вашей идеи/концепта в начале проекта!

Сделайте придуманные в начале проекта визуальные идеи частью основного функционала.

Реализуйте их в самом начале, пока у команды есть силы.

Визуализируйте свои идеи и держите их в фокусе на протяжении всего проекта.
При таком подходе, у всей команды сохраняется одинаковое видение сайта. Вы сможете запустить самый необходимый функционал, который сразу заработает с задуманными идеями. Существует масса способов визуализировать идею: сделать анимацию в After Effects, составить гифки в Principle или Photoshop, спроектировать анимированные прототипы в Webflow или Tilda.

Держите фокус всей команды на концепте на протяжении всего проекта!

Сделайте концепт быстро и наглядно в самом начале проекта и реализуйте в нем самую главную визуальную идею продукта.

Далее составляйте Motion Kit — документ, который опишет анимацию всех элементов на странице. Его можно дорабатывать на протяжении всего проекта, но бОльшая его часть должна быть сделана вначале. Это позволит задать общие визуальные принципы web-продукта и поддерживать их в команде на протяжении всего проекта.

Произошла смена дизайнера на проекте

Визуальный концепт готов, дизайнер спокойно работает над сайтом. Ничего не предвещает беды. Но неожиданно приходит злодей-менеджер и забирает нашего трудягу-дизайнера на новый, более значимый проект. Происходит смена главного исполнителя.

Так как мы рассматриваем сценарий самого худшего проекта, пусть это будет своенравный новичок. После подключения к проекту, новый дизайнер тратит время на вникание в задачу, работает в другом темпе (в нашем примере — медленнее), выдает результат другого качества (хуже), спорит по мелочам, реализует в проекте свои фантазии, вместо того, чтобы работать по задаче. В результате сдвигаются сроки, теряется качество и стиль продукта, возникают конфликты в команде.

Что делать?

Систематизируйте информацию по проекту!

Выработайте единую систему хранения информации проекта и соблюдайте её. Описание проекта, техническое задание, макеты — всё должно храниться в едином формате. Доступ к материалам должен быть у всей команды проекта.

Вся информация по проекту доступна через тасктреккер

Сформируйте единый формат хранения информации!

Дополнительно создайте в вашем тасктрекере шаблоны для разных типов проектов, которые будут копироваться менеджерами для быстрого старта работ. Например, шаблон для проекта по разработке сайта.

Шаблон для проекта по разработке сайта

Менеджеру достаточно заполнить простой чеклист, и проект в нужном формате готов к работе. Благодаря этому, новый человек быстро ориентируется в задачах и файлах при подключении к новому проекту. Информация по всем проектам хранится в едином формате.

Задача с вниканием решена, но как побороть вольнодумство в проекте? На помощь приходит человек-евангелист. Кто он? Есть человек-кнут в виде клиента или менеджера, который подгоняет по срокам. Есть человек-пряник — товарищ, который зовет в клуб вечером. А есть человек-евангелист. У него в арсенале — мефрил, терпение и дар нативной пропаганды.

Станьте евангелистом на проекте!

Евангелист знает всё о проекте, он вводит в курс дела новых участников команды, следит за стилем и ходом всей работы, борется с вольнодумством, по-отцовски воспитывает и, при необходимости, физически воздействует на отдельных исполнителей. Роль евангелиста может на себя взять менеджер проекта, арт-директор или старший дизайнер.

Как это работает?

В начале работы евангелист даёт дизайнеру бриф с информацией о задаче (концептом, гайдами, описанием проекта и т. д.). Необходимо обсудить все эти основные моменты ещё раз, чтобы избежать дальнейших вопросов и непонимания. Далее начинаем давать задачи небольшими порциями, чтобы дизайнер привык к стилю и к самому проекту.

Что делать, если у вас на проекте нет евангелиста? Станьте им!

Тащите проект на себе, даже если вас переключили с него. Потому что только вы знаете проект от начала и до конца. Это тяжелая задача, но она того стоит, ведь в итоге получится нереально крутой сайт, за который вам не будет стыдно. К тому же, получится воспитать в себе качества менеджера и лидера, что поможет вам стать более универсальным дизайнером в будущем. Именно такие люди востребованы сегодня на рынке.

Дизайнеры дали разработчикам PSD /Дизайнер не участвует в процессе разработки

Дизайнер заканчивает рисовать и с чистым сердцем передает разработчику PSD, UIKit и прочее нужное. Он спокойно берётся за новый проект, ожидая крутой продукт на выходе и радуясь завершённой работе. Но сайт неожиданно получается ужасным: нет анимаций, функционал работает совершенно не так, как надо. Оказывается, разработчики вообще не открывали ваши модные киты.

Почему так происходит?

В то время, как дизайнер придумывал идеи, анимации и прототипы, верстальщик и разработчик трудились над другими срочными и важными задачами. Им было не до вас, а вы их не контролировали. Это частое и естественное явление. Получив файлы, разработчики сделали функционал без анимации, потому что им непонятны комментарии дизайнера. А еще, как оказалось, вам достались верстальщики другой культуры, которые не воспринимают дизайн как данность:)

Что делать?

Планируйте время на общение разработчиков с дизайнерами!

Основная проблема в том, что дизайнер и верстальщик мало общались на проекте и не обсуждали идеи. Общение — простая и важная вещь, которую легко упустить при постоянной мощной загрузке дизайнеров и верстальщиков. Как минимум 3 раза в ходе проекта дизайнеры и разработчики должны обсудить задачи: на этапе анализа проекта, при проектировании и при передаче дизайна в верстку. Имейте в запасе хотя бы полчаса в день для общения с разработчиками.

Предоставляйте разработчикам как можно более подробный пакет документов по проекту!

В этот пакет документов должны входить:

  1. кликабельный прототип web-продукта;
  2. UI, Motion Kit;
  3. дизайн всех состояний продукта;
  4. техническое задание с правками после этапа дизайна;
  5. карта будущего сайта.

Контент не встал в макеты

Макеты успешно сверстаны. Клиент присылает контент, но ВНЕЗАПНО выясняется, что всё очень плохо: текст не встаёт в верстку, его объём не такой, как заложено в макетах. Картинки также другого качества: разрешение оказывается значительно ниже, чем задумал дизайнер. Фотографии собирал главбух с идеальным чувством прекрасного.

Это типичная ситуация, когда заказчик обещал прислать информацию к определенному сроку, а потом из-за череды накладок сроки предоставления сильно сдвинулись.

Пока клиент не спешил с контентом, дизайнеру приходилось самому выдумывать текст и подбирать подходящие фотографии. Он рисует образцовый макет с идеальным расположением элементов, совершенными картинками в высоком разрешении, которые хорошо подобраны и кадрированы, текст откорректирован, заголовки выглядят красиво. Но это всё — рафинированный неживой контент.

Что делать?

Составляйте план получения контента от клиента!

После разработки прототипов составляйте совместно с клиентом план получения контента.
В плане получения контента обязательно укажите: какой контент, какого качества и в каком объеме необходим для каждого блока по датам.

Чем больше конкретики вы опишете (количество символов, минимальное разрешение, формат файла и т. д.), тем больше вы себя подстрахуете. Согласуйте с заказчиком сроки получения каждой части контента, чтобы задать темп и вписаться в дедлайн проекта.

Пример контент-плана

Используйте фото из фотобанка клиента!

Используйте в макетах картинки из фотобанка заказчика, если он у него есть. Если фотобанка нет — согласуйте с клиентом картинки из фотостоков. При необходимости вставить какой-то контент от заказчика (например, фотографии с производства), покажите в макетах худший вариант развития событий.

Вставляйте вариации самого ужасного контента!

Тестируйте контент на этапе прототипов и макетов. Избегайте идеального контента: покажите, как будет выглядеть заголовок в 30 символов без пробелов или кнопка, в которой поменяли Call to Action на фразу в 3 раза длиннее, чем задумывалось изначально.

Корректируйте тексты клиента, дорабатывайте все сами!

Дизайнер и копирайтер могут самостоятельно откорректировать присланный контент, при условии, что клиент дал на это согласие. Сделайте для заказчика чуть больше, чем описано в техническом задании и смете, если вам важен финальный результат.

Подведём итоги...

Даже самый ужасный web-проект с большой вероятностью можно превратить в конфетку при грамотной работе дизайнера. Отрасль требует от него постоянного профессионального роста не только в сфере дизайна, но и в коммуникациях, управлении знаниями и проектном менеджменте.

Кроме умения красиво рисовать и круто проектировать, современному дизайнеру необходимо уметь:

  • планировать (писать контент-планы, декомпозировать задачи, выделять время на общение и т. д.);
  • организовывать рабочее пространство: держать в порядке не только слои в макетах, но и правильно хранить информацию на проекте;
  • вдохновлять и мотивировать команду, быть евангелистом;
  • развиваться в сторону управления проектами и самосовершенствоваться.

Дизайнер, помни! Ведущая роль в web-проектах сегодня ложится на твои плечи! Интересных вам бездонных проектов и отличных дизайнеров в команде!

Читайте другие наши статьи