14 февраля 2019

Надо ли мне быть арт-директором?

Короткие заметки о дизайне. Выпуск 4

Если это первый выпуск наших «Коротких заметок о дизайне», который вы читаете, то знайте, что пишут их гуру дизайн-практик нашего бобрового агентства — Саша Устинов и Дарья Прокуда. Они уже рассказали о том, как дизайнеру правильно составить Портфолио успешно проходить собеседованиякак работать с арт-директором, чтобы не было мучительно больно. 

Сегодня продолжаем обсуждать с Сашей и Дашей тему арт-директора, но с другого ракурса. Стать арт-директором — заветная мечта любого дизайнера, особенно начинающего. Но всем ли это нужно? Какие подводные камни есть в арт-дирекшене? 

Александр Устинов: Кто такой арт-директор и с чем его едят

Арт-директор в мечтах дизайнера

Какой дизайнер не хочет стать арт-директором? Арт-директора крутые. Их видно на конференциях. В жюри фестивалей. Они обсуждают концепции и возглавляют департаменты. Все дизайнеры хоть раз хотели стать арт-директором или тайно мечтали об этом.

Арт-директор в представлении руководителя студии

А как представляет себе арт-директора руководитель агентства? Это очень зависит от культуры работы компании и её ценностей:

  1. Если в компании есть понимание ценности дизайна для финального продукта, его вклада в большую цель, то арт-директор влияет на работу всей компании, её культуру, её процессы, язык общения, стиль и тон.
  2. Если нет, то арт-директор — это человек, который возьмёт на себя работу и «геморрой» с дизайном, дизайнерами и их капризами, поможет встроить процесс дизайна в общий поток бизнеса.

В первом случае арт-директор — человек, концентрирующий компетенцию дизайна в компании, человек с видением развития дизайна, евангелист дизайна во всех процессах компании и организатор создания и использования дизайна.

Во втором — администратор с навыками «закрыть амбразуру», если дизайнер лажанул. Его не пускают дальше картинок или фронтенда. Пусть сидит себе и творит безопасно для бизнес-процессов компании.

Для меня арт-директор — это, конечно, первый вариант. Человек с большой зоной возможностей, но и большой зоной ответственности и обязанностей. Со своей сильной позицией и желанием менять мир вокруг себя.

Дарья Прокуда: Кому нужно становиться арт-директором 

Только вступив в должность арт-директора, я часто задавала себе вопросы:
– Нравится ли мне смотреть, как мои идеи воплощаются чужими руками? — Да.
– Приятно ли видеть, как стажёры растут в ведущих дизайнеров и замечать, что в процессе не только ты их учишь, но и они тебя делают сильнее? — Да, очень!
– Помогать процессам становиться стройнее, брать на себя ответственность за результат, помогать на каждом этапе и сохранять правильную атмосферу в команде? — О, да!

C другой стороны, были в арт-дирекшене и минусы, которые поначалу мне сложно было принять.

Главный минус арт-дирекшена

Все дизайнеры — создатели, и по природе немного тщеславны. Все мы любим свои детища и хотим признания наших идей. А тут ситуация обратная — создатель работы совсем не ты, а дизайнер. И в итоге ты везде участвуешь, но только как незримый рыцарь.

Если вы кайфуете от процесса дизайна и последующих побед, то, возможно, ещё не пришло время для арт-директорства, и ведущим дизайнером вам будет просто-напросто быть комфортнее.

Почему все хотят в арт-директора?

Кажется потому, что мы привыкли к вертикальности роста в профессии, в деньгах, в значимости, но совсем позабыли, что в ИТ-индустрии всё совсем по-другому. В ИТ расти можно и вверх, и вширь, и, вообще, в параллель, углубиться и стать узким экспертом, при этом труд будет оплачиваться соизмеримо вашим навыкам. Арт-директор хоть и имеет такую приятную приставку в виде руководительской должности — на самом деле, лишь путь развития дизайнера, из создателя в учителя и евангелиста, из дизайнера интерфейсов в дизайнера отношений и связей в коллективе.

Я вас не отговариваю. Если вы любите учить, готовы брать на себя ответственность за людей, компанию, за ваши и чужие решения, стремитесь делать мир лучше, транслировать своё видение или просто хотите это попробовать, то дерзайте. Никто не рождается готовым арт-директором, дизайнером, художником — везде нужно приложить силы, упорство и смелость, чтобы шагнуть в новый мир.

Читайте другие наши статьи